В субботу уже в 7.30 утра Ира ждала нас на зарядку — древний комплекс йоги и дыхательных упражнений помог подготовить тело и по-настоящему проснуться.
После вкусного завтрака с кофе в столовой Кунсангара началось самое главное — банная церемония под руководством Мастера Иры. Ирина всегда приезжает в Кунсангар с несколькими чемоданами, где есть есть всё: травы, масла, чаи и даже аюрведические лекарства.
В бане Ира извлекает откуда-то все эти богатства, как Дед Мороз — подарки из мешка, и с их помощью раскручивается все действо:
1. Сначала мы делаем маски из свежих фруктов, чтобы подготовить лицо и зону декольте к последующим процедурам,
2. Затем наносим на лицо скраб с травами для увлажнения кожи и идем в баню,
3. В бане Ира ставит намерение на здоровье, красоту и долголетие и любой другой запрос, с которым приехала каждая из участниц,
4. После первого банного сеанса мы промазываем лицо увлажняющим маслом, которое превосходно питает кожу, прокатываем друг друга солью и в соли снова заходим в баню.
Все это сопровождается непринужденными женскими разговорами вперемешку с историями об Индии, о взгляде аюрведы на те или иные аспекты здоровья.
Для меня загадка, как происходит, что несколько девушек, которые ни разу раньше не встречались, в пространстве ретрита начинают общаться, как старые подружки. У которых и проблемы одни и те же, и задачи текущие общие, да и опыт, во многом, дает нам похожие уроки. Удивительным образом на ретрите это выходит на первый план и становится возможным живое и открытое общение, без условностей, социальных ролей и необходимости «топить лед».
Вторая половина дня — массажи. Большинство участниц выбирают формат с индивидуальным массажем, и, поверьте, оно того стоит. Ирина — непревзойденный мастер работы с телом. Я регулярно хожу к ней на абъянгу — особый масляный массаж. И, честно говоря, язык не поворачивается назвать эту процедуру массажем. Это церемония! Мастер через тело запускает процесс исцеления и восстановления внутреннего равновесия. Работает он при этом не только с телом, но с нервной системой, с энергией и тонкими телами, с эмоциями, и, конечно, с духом. Вот так, наверное, будет точнее описать то, что происходит на массаже абъянга. И на ретрите каждая девушка выходит из-под рук Иры как новенькая — с полной перезагрузкой каждого из 7 тонких тел.
Вечером, после всех массажей, мы традиционно идем в Ступу на ганапуджу. Ганапуджа — церемония в традиции Дзогчен (учении о полном самоосвобождении), к которой принадлежит Северный Кунсангар и я.
Ганапуджа — необычайное по красоте таинство. Там поют мантры на санскрите, бьют в барабан, звонят в ритуальный буддийский колокольчик, и делают мудры — специальные жесты руками, которые обозначают разные элементы подношений. Всё для того, чтобы разделить пиршество с существами из других миров — Духами, Защитниками Учения и другими энергиями, которые тоже участвуют в ганапудже.
В завершении ритуала, после исполнения танца и песни Ваджры, в которой сконцентрирован весь смысл учения Дзогчен, все пьют вино и обязательно едят мясо. Участвующие в ганапудже обретают первичную связь с Учением Дзогчен и могут развить её впоследствии сами, изучая тексты и практики после получения Передачи.